Герб
Муниципальное казенное учреждение администрация
Толпаровского сельского поселения
Каргасокского района Томской области
Контакты
Телефоны
Прочие контакты
Фактический адрес
636720, Томская область, Каргасокский район, поселок Киевский, улица Лесная, д.4
Юридический адрес
636720, Томская область, Каргасокский район, поселок Киевский, улица Лесная, д.4

«Рассмотрение административных дел в порядке упрощенного производства по КАС РФ»

Осуществлении правосудия на территории Российской Федерации заключается в выполнении судами двойной функции:  вынесение правильного и справедливого решения путем установления сущностной истины и осуществление судопроизводства посредством надлежащего руководства процессом для обеспечения эффективного метода для его ускорения без ущерба качеству.

Верховный суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 17.12.2020 № 42 “О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства” определил упрощенное (письменное) производство как специальный порядок рассмотрения административных дел без проведения судебного заседания и ведения протокола при соблюдении установленных законом процессуальных гарантий прав и интересов лиц, участвующих в деле, который, в отличие от приказного производства, предполагает наличие спора.

Возможность рассмотрения судами административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства предусмотрена  главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Исковое заявление (административное исковое заявление, заявление), согласно положений КАС РФ, и прилагаемые к нему документы по делам, которые должны или могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства, подаются в суд по общим правилам подсудности.

При принятии искового заявления к производству суд решает, относится ли дело к категории дел, которые должны быть рассмотрены в таком порядке.

При положительном ответе на этот вопрос суд указывает на это в определении о принятии искового заявления и устанавливает сроки представления участвующими в деле лицами в суд и друг другу доказательств и документов.

Сроки для совершения данных действий могут быть определены судом посредством указания точной календарной даты либо периода, исчисляемого со дня вынесения определения о принятии искового заявления к производству или определения о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.

В административном судопроизводстве при решении вопроса о возможности рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства судом учитываются особенности разрешения конкретной категории административных дел, а также сроки их рассмотрения.

Отличительной особенностью упрощенного производства по делам является отсутствие необходимости проведения устного разбирательства, и, как следствие этого, не осуществляется аудиопротоколирование, не составляется протокол в письменной форме, не применяются правила об отложении судебного разбирательства и объявлении судебного решения, не изготавливается отдельно резолютивная часть решения.

Суд исследует доказательства только в письменной форме.

Как правило, административные дела в порядке упрощенного судопроизводства судом рассматриваются единолично.

Статьей 291 КАС РФ предусмотрены следующие случаи рассмотрения дел в порядке упрощенного производства:

– всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;

– административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;

– указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. руб.

Перечень дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства, не является исчерпывающим.

Так, суд вправе рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства в случае:

– если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц (ч. 7 ст. 150 КАС РФ);

– при преодолении решения суда о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части повторным принятием такого же акта (ч. 5 ст. 216 КАС РФ);

– установленном ч. 2 ст. 315 КАС РФ в связи с рассмотрением частной жалобы, представления прокурора.

Суд может перейти к рассмотрению дела в обычном порядке только в случае если от административного ответчика поступили возражения против осуществления упрощенного производства по его делу (ч. 5 ст. 292 КАС РФ).

Суд неправомочен по своей инициативе перейти к рассмотрению административного дела в обычном порядке.

КАС РФ предусматривает также и ситуации, когда нельзя рассмотреть дело в упрощенном (письменном) порядке, это те дела, которые предусмотрены гл. 24, 2831.1 КАС РФ.

Так, в силу прямого указания ч. 6 ст. 243 КАС РФ правила упрощенного (письменного) производства не подлежат применению при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Следует отметить, что правила упрощенного производства не применяются при рассмотрении административных дел судами апелляционной и кассационной инстанций.

«Практика рассмотрения судом административных дел  в порядке упрощенного производства по КАС РФ с привлечением Управления в качестве ответчика отсутствует, в качестве третьего лица – незначительна» – рассказала Елена Золоткова – руководитель Управления Росреестра по Томской области.